Проверка событий на сайте. Как данные передаются в системы аналитики?

17 октября 2019
Google Analytics — один из самых популярных инструментов для сбора данных с сайтов. С ним довольно просто создавать отчеты и отслеживать данные о пользователях сайта. Но что делать, если у вас недостаточно опыта для того, чтобы понять, передаются ли данные о действиях пользователей в GA?
Нужно потратить немного времени и разобраться в том, как работает эта система аналитики. Сегодня постараемся с этим помочь.
Что такое коллект?
Когда пользователь совершает действия на сайте, данные об этих событиях, браузере и времени Google Analytics формирует в один запрос к серверу аналитики. Этот запрос называют "collect" (коллект). Чтобы понять, отправляются ли эти запросы, нужно "перехватить" их и посмотреть, какая информация в них содержится.
Как увидеть коллект?
Чтобы найти запрос, отправляемый в GA нужно:

1. Открыть браузер,
2. Перейти на интересующий вас сайт,
3. Нажать на правую кнопку мыши и выбрать "Исследовать элемент",
4. Выбрать раздел Network,
5. В разделе Network необходимо найти запрос к серверу Google Analytics. Чтобы сделать это, нужно ввести значение "collect" в поле filter.
Теперь, чтобы отсортировать все запросы к серверу аналитики GA и выбрать только запросы, которые передают данные о событиях, нужно ввести в поле filter значение t=event.

Чтобы проверить, совершите нужное действие на сайте и посмотрите, появились ли у вас новые коллекты. Если появились — отлично, событие сработало!
Из чего состоит описание collect?
Вы перешли в нетворк, применили фильтр, совершили действие и увидели запрос к серверу GA (коллект). Следующий вопрос: "Что именно в нем передается?".

Для того, чтобы понять, информация о каком событии передается в коллекте, нажмите на поле коллекта и перейти к разделу Query String Parameters.
В разделе Query String Parameters есть список параметров запроса коллект, который является преобразованным URL-запросом, разделенным для удобства чтения на отдельные поля — переменные и их значения.

Среди информации, отправляемой в систему аналитики, для проверки событий нам интересны такие поля:
t:       // тип коллекта, для настраиваемых событий будет равен “event”
dl:      // URL-адрес сайта, с которого был отправлен запрос
ec:      // категория события
ea:      // действие по событию
el:      // ярлык события
tid:     // номер счетчика GA, куда отправляются данные
gtm:     // номер счетчика GTM, который используется для создания события
_gid:   // уникальный идентификатор, который присваивает GA посетителям сайта
Кроме запросов в Google Analytics, которые содержат информацию о действиях пользователей, есть запросы, которые отправляются при загрузке страницы (просмотре страниц пользователем). Такие запросы в GA имеют свой тип "t=pageview".
Зачем они нужны?
Отправляя данные о загрузке страниц в GA, эти запросы говорят о том, что сам счетчик системы аналитики установлен на сайт. Событие типа pageview не настраивается отдельно как события, отслеживающие действия пользователей (t=event). Поэтому их срабатывание при загрузке сайта говорит о том, что сработал счетчик аналитики (Google Analytics), а значит, аналитика на сайте установлена.

Для того, чтобы проверить срабатывание запроса на просмотр страницы, необходимо открыть нетворк, и в поле filter ввести значение t=pageview. t — обозначение типа запроса, pageview — название типа запроса.
Помимо информации о запросах в Google Analytics, можно отслеживать запросы и в другие системы аналитики или даже рекламные системы:

  • Facebook
  • Vkontakte
  • MyTarget
  • Google Реклама

Для проверки потребуется ввести часть запроса в поле filter, раздел network.
Для FB событий = fb/facebook

Для VK событий = vk
Для MyTarget целей = mail.ru
Для конверсий Adwords = googleads
Статью подготовил старший аналитик ROOM42 Иларион Вовк.
Редактор: Екатерина Стародумова.
Будьте в курсе последних новостей!
Раз в месяц мы будем высылать вам подборку наших лучших материалов. И никакого спама.